Позавчера выбрался обкатать лодку и мотор. Лодка HDX 330AL. Мотор Yamaha F5A - т.е. 5 лошадей, 4 такта. Дальше по тексту - Яма.
Все хорошо, но пляя, старею, кантовать этот бутерброд с пятого этажа без лифта в тачку одному не камильфо.
Все придумал как облегчить, дошли бы руки, а не в прожектах осталось, как это часто бывает.
Корабль на воде, осталось утащить Яму - 27 кг. Лодку, кстати, в одного тоже тягать не удобно, она ведь килограмм 40-45 весит. Поставлю транцевые колеса, со временем. Какой идиот ручки на корме сделал по бокам. Для того что бы за них мог взяться человек в одного, его рост должен быть похоже от вух с половиной до трех метров. Я конечно понимаю, что должны красиво подбежать 4 девушки-спасателя Малибу в красных труселях и дружно взявшись за ручки, упархать с этой баржей на воду. Но ни красоток, ни даже пьяных доярок рядом не было. Пришлось зацепить петлю репшнура за задние ручки, закинуть на загривок этот реп и утащить в стиле "бурлаки на волге" лодку к воде.
У Ямы инетерсная метода обкатки. Первый час не выше 2000 об мин (1/3 газа), на всех режимах, на холостых долго не гонять двиг. Второй час не больше 3/4 газа. И далее 8 часов на всех режимах, но не выше 5000 об/мин, но на полном газу не дольше 5 минут. Всего 10 часов.
По ходу обкатки, вижу на воде плавающие полторашки - понимаю что стоит там сеть. Обхожу ее и вижу что кое где из воды выглядывают робкие травинки. Там летом в Июле будет Саргасово море, все в водорослях, поднимется эта шняга со дна. Пока холодно и рановато. Но двигун начинает хуже тянуть, тяжелеет и тупеет. Закладываю вираж и вырываюсь из этой ловушки. Подхожу к берегу, поднимаю двиг и вижу комок водорослей вместо винта, очищаю.
Все хорошо, но пляя, старею, кантовать этот бутерброд с пятого этажа без лифта в тачку одному не камильфо.
Все придумал как облегчить, дошли бы руки, а не в прожектах осталось, как это часто бывает.
Приехал, выгрузился - собирал 40 минут. Через 40 минут на озере нарезал туда-сюда как сказано в букваре. 2 часа месил. Бачка внутреннего хватает на час работы или чуть меньше.
Собирать можно и быстрее. В первый раз всегда дольше. Но это не Уфимка, которая с выгрузки до "на воде" - 15 минут. Думаю, не спеша это 30 минут будет. Есть и особенности при сборке и разборке. Немного фото сборки.
выгружаю все из дилижанса |
Предварительно опрыскав антиклещем упаковку лодки (много у нас этой заразы), начинаем ее распаковку, желательно на ровной площадке. Собирать пайолы будет легче. |
Раскатал, открыл клапана, потом немного расправил, все качать меньше.
Это торба с допами - Весла, насос, скамейки, накладки скамеек, пайолы, стрингеры ... Крылатый металл - люминь, невесом на руке когда кусок маленький, а пайолы со всей требухой весят килограмм 15 - правда не взвешивал, но обязательно это сделаю.
Начинаю качать.
Качаем вот таким насосом. Качает быстро. Я уфимку ее штатным насосом качаю гораздо дольше. Надо переходник сделать и качать ее, при случае, этим насосом. Монометр прикольный, но чтото мне подсказывает, что его можно было и нарисовать. Лодка звенит, а манометр почти не "кажет" давление.
Качая не увлекайтесь. Потом не сможете поставить пайолы. По букварю лодка накачивается и потом стравливается на 2/3. Но больных нет. Качаем немного и просто расправляем лодку - получается быстрее.
Теперь собственно палуба, пайолы. Вот эта хрень укладывается на днище. Тут есть особенность. Если клапана, их крышки, не затянуты, а болтаются на страховочных тросиках, то вы имеете все шансы раздавить эти крышки устанавливая пайолы. Многие, судая по отзывам, так и делают, особенно, "по первости". Следите за ними внимательно. Я тоже прощелкал клювом и тот что впереди не дне, на надувном киле, попал под передний пайол. Вооон, дырка круглая большая. А я с бубном раком ползал чтобы этот пайол встал в размер ровно. Потом пришлось спускать уже надутый нос и киль - освобождать клапан. Как не раздавил, не знаю, Бог уберег.
Собираются пайолы "с концов", т.е. с кормового и носового. А 2 и 3 (они все нумерованы) ставятся "домиком". На конек крыши этого домика нажимаешь и вся конструкция вщелкивается в единую. Но нужно заранее все ровно поставить, что бы не было "пилы" влево и вправо из этих составных частей. Нам ведь еще ставить стрингеры. А будет криво - хер поставишь. И тут понимаешь, что лодка не должна быть перекачена - тоже не поставишь. На фото стрингеров пока нет.
А вот и стрингеры поставлены, догоняем давление до 0,25. Но про манометр я уже написал, поэтому ориентировался просто не "жесткость". Кстати лодка оборудована красным клапаном, который срабатывает если давление внутри превысит критическое, например, от нагрева баллонов на солнце. Правда нужно понимать, что секций три, а клапан один.
Корабль на воде, осталось утащить Яму - 27 кг. Лодку, кстати, в одного тоже тягать не удобно, она ведь килограмм 40-45 весит. Поставлю транцевые колеса, со временем. Какой идиот ручки на корме сделал по бокам. Для того что бы за них мог взяться человек в одного, его рост должен быть похоже от вух с половиной до трех метров. Я конечно понимаю, что должны красиво подбежать 4 девушки-спасателя Малибу в красных труселях и дружно взявшись за ручки, упархать с этой баржей на воду. Но ни красоток, ни даже пьяных доярок рядом не было. Пришлось зацепить петлю репшнура за задние ручки, закинуть на загривок этот реп и утащить в стиле "бурлаки на волге" лодку к воде.
Готово - 40 минут, мокрый как суслик, а на улице совсем не жарко. Ни жилета ни бушлата, как бы не припотеть на "бльничный"
Еще у берега. Навешиваю двигатель. Фиксирую двигун репом к страховочным петлям транца. Сразу отпустите струбцины по максимому, ставить двигатель будет легче. И затяните их равномерно потом, то одну, то другую. В процессе работы двигателя имеет место, что естественно, вибрация и поэтому неплохо будет проверять периодически затяжку двигателя на транце. У меня он за два часа совсем не прослабился.
Заправляюсь. Тут же снимаю колпак и подкачиваю бензин, есть там такая мулька. Открываю воздушный клапан на пробке бака. Кран подачи топлива перевожу в положение внутренний бак. Передачу на нейтраль. Отхожу на веслах от берега. Вытягиваю ручку подсоса. На румпеле ставлю газ в положение заводки - оно отмечено спецзначком. Вставляю чеку аварийной остановки с тросиком. Тросик креплю к ремню. Протягиваю пару раз медленно. Потом дергаю - заурчал курилка. Прогреваю. Обратите внимание, что ручкой можно заводить только в положении нейтрали. В положении передачи вперед или назад, специальный фиксатор не даст дергать заводилку. Но народ у нас здоровый, гайки ключем затягивать начинают только с 42-х. А фиксатор - пластмасса и по синьке или от избытка ума, можно свернуть его "только в путь".
У Ямы инетерсная метода обкатки. Первый час не выше 2000 об мин (1/3 газа), на всех режимах, на холостых долго не гонять двиг. Второй час не больше 3/4 газа. И далее 8 часов на всех режимах, но не выше 5000 об/мин, но на полном газу не дольше 5 минут. Всего 10 часов.
По ходу обкатки, вижу на воде плавающие полторашки - понимаю что стоит там сеть. Обхожу ее и вижу что кое где из воды выглядывают робкие травинки. Там летом в Июле будет Саргасово море, все в водорослях, поднимется эта шняга со дна. Пока холодно и рановато. Но двигун начинает хуже тянуть, тяжелеет и тупеет. Закладываю вираж и вырываюсь из этой ловушки. Подхожу к берегу, поднимаю двиг и вижу комок водорослей вместо винта, очищаю.
Полагал что будет так, но не до такой степени. Что же будет в действительно заросшей акватории, думаю шибко плохо будет. Огорчило. Там только весла. Хорошо хоть под вёслами лодка едет легко. Но баллоны у нее большие и как она парусит я еще не выяснил. Полагаю, что тоже не слабо.
Утки и кулики наблюдая всю мою возню, перестали меня воспринимать за опасность, ну как телков, что стадом паслись недалече. Утки и взлетать с воды, при тарахтении мотора, тоже перестали, спокойно кормились.
Откатал положенные два часа в необходимых режимах. Осталось еще 8 но там уже ограничения менее жесткие и обкатку продолжу уже занимаясь чем-то полезным.
Кстати, бытует мнение, что четырехтактники нельзя перевозить на боку, или с ограничением на боку только где румпель. Так вот, на другой бок класть любой мотор себе-дороже, потому как там рукоять переключения передачи, она пластиковая и сломается попросту. А на боку где румпель - ничего не будет и так. Производитель позиционирует этот двигатель как не проливайку, т.е. масло из кртера не протекает ни в цилиндр ни наружу как это якобы распространено у 4-х тактных ПМЛ (подвеных лодочных моторов). Кода покупал, задал вопрос дилеру, тот неуверенно подтвердил что производитель декларирует такую возможность непрпроливайки, но он (дилер) "сумлевается". Так вот зря сомневался. НА воде я был первый раз с этим ПМЛ, но повозить его пришлось, в том числе и по весьма пересеченной местности. Ничего и никуда не проливается, ни в цилиндр, ни наружу. Что само по себе - приятно.
Причаливаю, начинаю разборку-скатку. Первый раз собирал и накачивал лодку еще дома. Сложил не как на заводе, но тоже не плохо. А тут откачивал воздух не по мере сборки-скатывания, а вот взял и откачал. Тогда ее хрен уложишь как положено. Короче получилась окуительная, почти гаванская сигара, но скатанная не на бедрах мулаток, а на бережку с коровьими лепешками, ну между лепешек конэчно. Еле запихал в свой дилижанс этот сверток. Поста сейчас по дороге нет, а в старые времена, наверное заставили бы разматывать, будто трупак там замотан по габаритам. ))) Ехал и думал а в дверку гаража в деревне войдет? - вошла со свистом.
Пайол алюминиевый - палуба броненосца Потемкин. Весчь. Я стоя стреляю и с Уфимк, с ее то гандонистым дном, а тут хоть пляши. Можно ли в ней спать - можно, там больше двух метров. Тяжелый - хоть и люминь, но того стоит.
Лодка понравилась. Фундаментальная. Курс держит очень четко. Под веслами идет легко. Но как только выползет на сушу, сукакактяжела. Поставлю таки транцевые колеса. Собирал-паковал около часа - пока песок отмыл, подсушил, уложил.
В общем, вэщ трэбует соответствующего некипяшливого подхода, просто вылететь, забежать, уравть, вернуться - такой режим ну его нафиг.
Понравилось, жалко у нас водоемов для мотора раз-два и обчелся. Впрочем планы у меня далекоидущие и все будет хорошо и к месту.
Я же говорил, что такая лодка вещь.Поздравляю с открытием сезона.Да тяжелая,собирать не быстро, но как она ведет себя на воде. На счет водорослей это да, мало у нас озер где на ней можно погонять. А дилера лучше слушаться,он парень опытный...
ОтветитьУдалитьСпасибо. По непроливайке дилер имел сомнения, так как эта фича у моторов только появилась и не было отзывов реально ли это или адский маркетинг. )))
ОтветитьУдалитьНепроливайка работает - очень доволен этой фичей
УдалитьТравит один баллон... за несколько дней спускает до дряблого. Может и сновья так было. Не уловил. Один день катаешь, потом собираешь - день-два держит. Не порядок. Искал мыльным раствором... Нашел на буле слабое травление. Заклеил жидкой латкой -- держит. но травит где-то еще - не могу найти, усе измылил. Может клапан...
ОтветитьУдалитьТравление устранено. Под пятаком левого баллона снизу была очень маленькая дырочка как от рыболовного крючка, причем заходившая на стыке слоев под нижний слой. Как раз на том месте где сгиб когда лодку складываешь, может это и оказалось решающим, а сновья или в процессе зафитилило, сейчас уже и не понять. Короче помогли добрые люди, очень профессионально сделали свою работу, отклеили пятак, подобрали даже по рисунку латку заклеили и все собрали. Доволен.
ОтветитьУдалитьЧерез месячишко уедет лодка на Илим с мотором и будет жить там.
ОтветитьУдалить