пятница, 11 марта 2016 г.

Восстанавливаем аккумуляторную батарею рации Вектор-Мастер

             Есть у меня, прекрасно себя зарекомендовавшая, рация -  Вектор-Мастер. Но была у нее беда, разряжалась махом.  Беда эта не привязана именно к Вектор-Мастеру, у нее другая причина. Когда-то, сразу  после приобретения, я ее искупал. Вернее утопил. Обычно я принайтовывпю все на лодке. Все на страховочке, а тут торопился и на заходе, еще в темноте шел, что-то булькнуло. Ставлю лодку на воду,  хочу вызвать товарища, мац мац, рацейки нет. Вспомнил этот "бульк", давай шарить там руками в воде по плечи. Нашел, вылил с нее воду, просушил на солнце. Вроде работает. Но вроде -  во саду ли -  в огороде. Короче с тех пор прожорливость по питанию у нее была колоссальной. Вскрыл ее, разобрал  полностью, все прочистил, промыл, просушил, ревизию полную устроил. Но...  Потом, со временем, купил другой аккумулятор и все встало на свои места. Все нормально у этой рации с прожорливостью. 
                    Попытки использовать этот аккумулятор в качестве резервного ничего хорошего не дали. Уж очень быстро он разряжался. И вот решено его вскрыть и, если это возможно оживить. Второй аккум в полях никогда еще не  мешал.  
                        Во время вскрытия я понял причину недуга этого аккумулятора. Дело в том, что  аккумулятор представляет собой некий корпус, являющийся частью рации, в котором находятся аккумуляторы формата ААА  емкостью 800 мА/ч. А корпус этот в виде корыта с крышкой, крышка на горячую крепится герметично к корыту. Так вот по уголкам там по 2 мм есть некая неплотность крышки. Специально это сделано или это брак, мне сказать сложно, но думаю, что специально. Потому как если глянуть на новый аккум, там есть то же самое, хоть и меньше, но и поз технологический есть, если бы нужна была полная герма, то  паза-выреза бы не было. 


Итак, берем
тонкую отвертку и аккуратно, начиная с этого паза начинаем отделять крышку от корпуса. Я  по началу, на аккуратность не очень то  налегал. А если с самого начала на это обращать внимание - будет все вообще чудно в эстетическом плане.

Вскрыв видим.







                 Измерения показали что четыре аккумулятора можно  восстановить попытаться, а два явно уже хлам.
Цена аккумов кусачая, а  "не фирменных, технологических нигде в доступе нет. Интернет же предлагает, тоже не дешево, да еще и  доставка 350 рублей к нам,  Затея теряет смысл.  Попытался восстановить умной зарядкой сына - 4 шт  восстановились. Но показания в рахзных циклах заряд/разряд разные. Это навело на мысль, вроде бы очевидную, сбросить с них одежку и глянуть голые.  Так и есть, там просто бахрома окислов. Очищаем. ЗАряжаем - все отлично - но мне то  нужно 6 шт, а располагаю 4. И на 800 милиампер не могу найти.






Отреставрированный элемент выглядит неказисто, но в технологическом плане  вполне рабочий. Пойдут в фонарики или еще куда, по назначению.


                Нахожу по старым ценам у непрофильного продавца  на емкость 1000. 







           Из фото понятно, что и как.  Единственное хочу отметить, что скотч после спайки блока лучше убрать, он хоть и тонок, но  у вас там все плотненько и каждые  доли миллиметра на счету. Провода я таки заменил на фторопластовые, они не перетираются, не пережимаются, а сечение жил внутри даже чуть больше чем у штатного, при меньшем диаметре изоляции. Ну и маневр с ними лучше. Пустил по периметру, что бы  провод нигде не попадал между крышкой и корпусом аккумулятора.
               Потом как то не фотал, но на словах скажу, что когда все подготовлено и подогнано, убран облой и дефекты  которые появились при вскрытии, я нанес автомобильный герметик-прокладку по периметру и немного  по центру и закрыл крышкой. Герметик это  превращается  через час-полтора в плотную резину. А если  нужно таки будет разобрать вновь корпус, он позволит и это сделать. Далее взял струбцинку и стянул через деревянные прокладки  крышку с корпусом. Через полтора часа скальпелем срезал полимеризовавшийся герметик который выдавился по шву, взял  перманентный маркер и быстренько по нему прошелся, зачернил, что бы белый герметик прокладка  не выделялся.
Получилось так.



Проверка показала, все работает.  Теперь по зарядке. У этой рацейки примитивная зарядка, с попыткой изобразить цветом  диода состояние зарядки. Его не нужно воспринимать вообще. Я замерил на штатном аккуме зарядный ток, он 103-107 миллиампер. Принимаем за сотку.  В паспорте на рацию время зарядки 3-4 часа , но это указано со времен первых аккумов, которые убрали из этой серии, они были литий-ионные  и зарядка была другая, под них.  Тут же нужно исходить из того что  заряжать 1/10 от емкостного номинала. Т.е. если аккум емкостью 800 мА/ч -  8 часов, 1000 мА/ч  -  10 часов.  Если у вас есть аккумы на замену, инструмент, герметик, припой, канифоль и времени пару часов с пивом можно управиться.


3 комментария:

  1. Супер. А то 2 акб умерло, а покупать дорого.

    ОтветитьУдалить
  2. никак не могу перепаковать аккум алинки. поставил 2 банки 18650., пропаяв последовательно, рация пашет, но от штатного стакана не заряжает. платы контроллера, балансира внутри нет. алинка досталась с пустым акб блоком. человек просто переделал на автомобильное питание, а начинку выкинул :(.

    ОтветитьУдалить